Материалы и инструменты:
1) Тонкие бисерные иглы №12. Если вышивка делается по очень плотным материалам: коже, картону, фетру, то бисерные иглы будут часто ломаться, поэтому лучше использовать и толстые швейные иглы. Материал предварительно прокалывается толстой иглой, а затем через отверстия продевается тонкая бисерная игла. Если бисер настолько мелкий, что через него не проходит даже тонкая игла, то в этом случае работать придется таким образом: закрепить нить на ткани, смазать клеем конец нити и дать высохнуть, вынуть нить из бисерной иглы, нанизать бисеринку на проклеенный конец нити, вдеть нитку в иголку и сделать стежок.
2) Нити - шелковые, мулине, капроновые. Нити для вышивки подбираются в цвет основы. Тонкие и капроновые нити лучше предварительно навощить. Закрепляя нить на ткани, надо избегать грубых узелков. Закреплять нить лучше на лицевой стороне ткани, сделав два-три мелких поперечных стежка в одном месте, которое будет закрыто бисеринами.
3) Бисер, стеклярус, рубленый бисер, бусины, стразы, камни, блестки, пайетки. Перед началом работы проверьте, не смоется ли краска, не сойдет ли перламутр с бусинок, не расплавятся ли бусинки во время стирки, отпаривания или глажения, если возникнет необходимость в таких операциях с тканью.
4) Пяльцы или подрамник. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.
5) Ножницы.
6) Ткань для изделия. Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок.
7) Канва или тюль, сутаж. По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы, которые можно купить в отделах по рукоделию. Нитки мулине, прилагаемые к набору, можно заменить бисером. Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы.
|
|
Основные приемы вышивки бисером.
Одиночные бусинки закрепляются как пуговка или с помощью бисеринки меньшего размера.
Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок.
|
|
Односторонние швы:
Шов "Вперед иголку". На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте по одной бисеринке. Длина стежка с лицевой стороны должна быть равна длине бисеринки, а с изнанки стежки должны быть короткими. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.
Шов "Строчной". На каждом стежке также располагается по одной бисеринке. Для получения сплошной линии нашивайте бисеринки более плотно, но следите, чтобы они не теснились. Если нашивать бисеринки на небольшом расстоянии друг от друга, получится штриховая линия. Если нужно, чтобы линия была ровной и плотной, и бисеринки не отклонялись в стороны, то по завершении каждого ряда протягивайте нить через выполненный строчной шов (с дополнительным укреплением). Вышивка получится при этом более жесткой.
Шов "Стебельчатый". Закрепите нить, нанижите бисерину, введите иглу в ткань и выведите иглу позади нанизанной бисеринки. Нанижите вторую бисерину, введите иглу в ткань за новой бисеринкой и выведите между последней и предпоследней бисеринками. Проденьте иглу через последнюю бисеринку, нанижите на нить еще одну бисеринку. И так далее. Бисеринки располагайте плотно, вышивка также получится жесткой.
При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой.
Шов "Арочный". Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков.
По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.
Шов "Вприкреп". Нанижите бисеринки на нить, снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими поперечными стежками. Иглу выводите на лицевую сторону ткани между бисеринками, обхватите нить снизки и введите иглу в ткань в той же точке. Закрепляющие стежки можно выполнять и через 2-3 бисеринки. Этим швом хорошо пользоваться во избежание необходимости постоянно вынимать нить из иглы и вдевать ее, если работа делается настолько мелким бисером, что через него не проходят иглы.
Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами.
|
|
Двусторонние швы:
Шов "вперед иголку" двусторонний. На каждый стежок, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, нужно нанизывать по одной бисеринке. Длина стежка должна равняться длине пришиваемой бусинки. Старайтесь не перетягивать нить, чтобы полотно вышивки не деформировалось.
Шов похож на шов "Вперед иголку", с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается подлиннее и на него также нанизывается бисерина.
Шов "Стебельчато-строчной" двусторонний. Закрепите на ткани нить, нанижите бисерину и введите иглу в ткань после нее. Нанижите следующую бисеринку (для изнанки), выведите иглу перед первой бисеринкой и пропустите иглу через нее. Затем нанижите на иглу еще одну бисеринку и введите иглу в ткань за нею. Нанижите бисеринку для изнанки и выведите иглу, проденьте ее через крайнюю бисеринку ряда лицевой стороны. Затем нанижите еще одну бисеринку и повторите стежок. По окончании ряда закрепите нить, но не отрезайте. На изнаночной стороне бисеринки располагаются на отдельных стежках и могут отклоняться в стороны, чтобы их выровнять, проденьте нить через все бисеринки изнаночной стороны. После этого нить нужно закрепить и отрезать.
Шов "Вприкреп" двусторонний. На одной стороне ткани уложите снизку бисера вдоль линии рисунка. При закреплении снизки нанизывайте бисеринки и на стежки с другой стороны ткани. Закончив шов, проденьте нить сквозь бисеринки на стежках на изнаночной стороне вышивки. Шов вприкреп часто используется для вышивки картин, окладов икон, панно. При этом поверхность изделия сплошь покрывается бисером одним из двух способов: вышивка по свободному контуру или вышивка параллельными рядами. При вышивке по свободному контуру снизки бусин располагаются вдоль линий рисунка. Ряды бисеринок нашиваются вплотную друг к другу, подчеркивая направлением шва форму предметов. Вышивку параллельными рядами выполняют по грубой ткани с четким переплетением нитей (холсту, льну) или по канве вертикальными или горизонтальными рядами. При этом используются швы стебельчатый, вприкреп, арочный.
На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка.
Шов "Монастырский". Шов похож в исполнении на первые стежки вышивки крестом. По лицевой стороне направляются по диагонали стежки с бисеринками, а с изнаночной стороны стежки получаются вертикальные. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке.
На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.
|
|
Полезные советы при вышивке бисером:
1. Вышивку бисером можно сделать съемной, если нашивать не каждую бисеринку отдельно, а незаметными стежками закрепить на ткани целые бисерные детали, предварительно выполненные в технике низания. Такую вышивку при необходимости, перед стиркой, например, можно снять, а затем пришить обратно. Если вышивка используется для украшения одежды, то можно попробовать различные варианты расположения такой вышивки на одежде.
2. Для вышивок крестом и рядами рисунок должен быть разбит на клеточки. Можно использовать имеющиеся в продаже готовые наборы для вышивки или же разбить рисунок на клеточки самостоятельно, переведя его на клетчатую бумагу и закрасив каждую клетку тем цветом, которого в этой клетке больше всего. Чем мельче клетки, тем больше полученный рисунок будет похож на оригинал.
3. При подготовке рисунка для вышивки рядами учитывайте, что бисеринки имеют не шарообразную форму. В среднем толщина бисеринки (длина отверстия) в 1,3 раза меньше диаметра. Чтобы рисунок не оказался сплющенным вдоль рядов, что особенно искажает изображения лиц, используйте трафарет с клеточками 1х1,3.
4. Вышивка по трикотажу более сложна из-за эластичности материала. Нельзя стягивать или растягивать полотно швами, чтобы его не деформировать. Трикотаж лучше в пяльцы не заправлять, а приметать к одному обручу пялец. Отдельные бусины лучше пришивать на пересечении петель, а швы можно использовать обычные трикотажные - кетельный, "петля в петлю", "по петлям", размещая бусины на стежках с лицевой стороны.
История вышивки лентами.
Когда мы говорим о лентах, то прежде всего подразумеваем шелковые ленты. Искусство производить шелк родилось в Китае. Существует множество легенд о том, с чего началось разведение гусениц шелкопряда и как появилась шелковая ткань. Одна из легенд повествует, что тайну создания шелка открыла «Богиня шелковых червей» Си-Лин-Чи, жена китайского императора Хуан-цзы, в 2640 году до н. э. По этой легенде, во время одной из прогулок к ногам Си-Лии-Чи упали несколько плодов тутового дерева с коконами шелкопряда, из которых выпорхнули бабочки. Императрица обнаружила, что гусеницы шелкопряда выпускают очень тонкую нить и из нее плетут свой кокон. Си-Лин-Чи пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась достойная императора — тонкая, легкая, красивая. Вот так и появился шелк, вернее, зародилось искусство его производства. Кстати, «Богине шелковыхчервей» китайцы приписывают и изобретение первого ткацкого станка.
В течение многих веков китайцы хранили секрет получения шелка, и тайна его изготовления очень долго оставалась неразгаданной. Корейцы, например, познакомились с шелководством только во II веке н. э., а от них о шелке узнали японцы, индийцы и другие соседние народы. Однако, несмотря на распространение шелководства по миру, Китай еще долгое время владел монополией на торговлю шелком, а многочисленные китайские караваны снабжали повелителей многих стран, преодолевая Малую и Среднюю Азию. Долгое время европейцы не имели абсолютно никакого понятия о производстве шелка. Многие ученые пытались открыть тайну изготовления шелка: некоторые смогли приблизиться к ее разгадке... Недостатка в версиях не было, но представления о производстве шелка большей частью были ошибочными — на радость китайцам. Ведь прежде всего в их карманы стекалась прибыль от продажи этих экзотических тканей. Однако в I веке натуральные шелка, доставляемые по Великому шелковому пути из Китая в Азию и Европу, стали вытесняться тканями из бомбоцины — нитей, полученных от дикого шелковичного червя. Такие ткани в больших количествах изготовляли в Ассирии и на греческом острове Кос. Цена шелковой ткани в то время была равна весу золота, поэтому шелк по-прежнему был доступен только очень богатым вельможам. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус. Средневековье принесло в историю лент еще одну интересную главу: шнурами и узкими полосками бархата и гобеленового шитья украшали не только наряды, но и подвязывали ставшие модными в то время тяжелые портьеры, а также балдахины над кроватями в спальнях и спинки стульев.
Однако все это — лишь предыстория. Настоящая слава декоративных лент началась во Франции в XIV веке, когда в Европе стали производить драгоценну юшелковую нить. И так случилось, что именно тогда началась мода на роскошные камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос. Вместе с ним рос и спрос на вычурные позументы и галуны. Уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета — от обуви до панталон. А с эпохи рококо вышивка лентами стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, привлекательного в первую очередь тем, что Рис. такой вышивки получается объемным и очень реалистичным. Поначалу крошечными шелковыми бутончиками и листиками украшали лифы дамских платьев, вплетая в петельки лент граненый хрусталь, жемчуг и сверкающие драгоценности. Стоит ли говорить, что из Франции, общепризнанной законодательницы мод, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру? Более того, именно вышивку лентами, а не более простой способ — пришивание лент на ткань использовали, например, в конце позапрошлого века, чтобы украшать не столько платья, сюртуки и, конечно же, праздничную одежду, сколько тканевые абажуры, роскошные шляпы, шелковые одеяла и покрывала. В наше время, когда рукоделие во всем мире переживает второе рождение, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология не изменилась: нынешние мастера пользуются точно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как и первооткрыватели этого увлекательнейшего занятия. Конечно, ленты превратились в неотъемлемую часть нашего быта, они стали дешевы, их теперь производят не только из шелка, но и из атласа, муара, хлопка и всевозможных искусственных тканей. В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, придает неповторимость одежде, подчеркивает индивидуальность.
В нашем интернет-магазине Вы найдете наборы вышивки лентами на любой вкус и предпочтение.
Как вышивать лентами?
Закрепление ленты в игле.
Основные стежки
Прямой стежок
Основной и самый простой стежок использующийся в любой вышивке, варьируется длиной и натяжением ленты.
Японский, ленточный стежок (japanese or ribbon stitch)
Лента проходит не только через основу, но и через саму себя. Смещение прокола к краю ленты позволяет достичь очень интересных эффектов в вышивке листьев и лепестков. Поэкперементируйте с разным направлением натяжения ленты.
Петля с прикрепкой (lazy daisy)
Этим швом вышивают листья, бутоны и лепестки. Экспериментируйте с разным натяжением ленты и величиной петли
Пполупетля с прикрепкой (fly stich)
Шов для вышивки листьев и чашек бутонов. Используйте ленту разной ширины и пластичности, для получения разных эффектов.
Роза "паутинка" (spider web rose)
Определив размер будущей розы делается пять радиальных стежков, через которые пропускается лента. Начиная от центра аккуратно укладывайте ленту, протаскивая ее попеременно над и под радиальными стежками.
Французский узелок (french knot)
Величина узелка зависит от количества витков ленты вокруг иглы, от 1 до 3!
|